Ежедневно мы пытаемся кого-то убедить и донести свое мнение — дома, на работе, в процессе переговоров, при организации публичных выступлений. Но не у каждого человека получается удержать внимание аудитории и отстоять свою точку зрения. В чем же может быть проблема неубедительности? Многие психологи и эксперты однозначно считают, что отсутствие навыков ораторского мастерства — причина неудач.
Яркий пример профессиональных ораторов — рекламодатели, дикторы телевидения, журналисты, политики, руководители крупных компаний. При этом не всегда докладчик — это эксперт в теме. Разберем этот факт на примере дикторов. Они ведут телепередачи на разные темы — политика, экономика, здравоохранение, международные конфликты. И это совершенно не означает того, что диктор — эксперт в каждой области, но у нас по ту сторону экрана создается именно такое впечатление. В чем же секрет? Все дело в том, что все профессионалы своего дела в совершенстве обладают навыками ораторского искусства.
Ораторское искусство — способ взаимодействия конкретного человека с группой людей. В процессе такого общения оратор удерживает внимание людей и постепенно вовлекает их в тему.
История искусства общения уходят своими корнями в древние времена. Развитие ораторства происходило постепенно при возникновении необходимости донести информацию до людей и убедить их в своей правоте. Первые зачатки появились в древнем Риме, Индии и Вавилоне. На некоторых фресках до сегодняшних дней мы видим следующую картину: человек с возвышенности докладывает что-то группе людей. Первый римский ученый Квинтилиан назвал ораторство «искусство хорошо разговаривать». Живший за 500 лет до него Платон в свою очередь считал, что риторика — это искусство убеждать.
Считается, что талант убеждения и красноречия может быть врожденным. И в этом есть доля правды: уже со школьной скамьи некоторые дети проявляют яркие лидерские качества и мастерски демонстрируют умение овладеть вниманием сверстников. На самом деле этим искусством обладает каждый из нас, просто степень развития у всех разная. Это значит, что при желании овладеть ораторскими навыками способен любой человек. Главное — анализ индивидуальных особенностей и регулярная работа над собой.
Быть оратором — это искусство, доступное каждому из нас. Люди с ярко выраженными навыками красноречия чаще добиваются успеха, умеют вести переговоры и добиваться расположения аудитории. Согласитесь, что подобное качество пригодится не только публичным людям, но и каждому из нас.
Теперь о задачах, которые стоят перед оратором. Их может быть несколько в зависимости от того, кто является потенциальными слушателями:
- мотивация публики на действие или бездействие.
Еще в школе многие из нас замечают, что все педагоги по-разному доносят материал. Кого-то из учителей аудитория готова слушать часами, на лекциях у других слушатели откровенно зевают. Все дело в том, что не каждый педагог — профессиональный оратор. При этом стоит отметить, что владение навыками красноречия — половина успеха в образовательном процессе как для учителя, так и для ученика.
Вторая задача публичного выступления — развлечь аудиторию. Юмористы, ведущие, шоумены в полной мере обладают навыками красноречия и умеют не только удержать внимание слушателей, но и развеселить их.
Еще один вариант проявления ораторских способностей — мотивация людей на какой-либо поступок. Это может быть продажная презентация, пропаганда политических убеждений или мотивационный призыв в адрес работников. Ораторы заряжают массы нужной энергетикой и грамотно управляют сознанием людей.
Специалисты классифицируют ораторское искусство на несколько типов:
- Социально-политический — в этом случае речь выступающего должна быть громкой и убедительной.
- Судебный — слова произносятся четко с соответствующими акцентами, стиль речи при этом деловой и лишен эмоций.
- Социально-бытовой — этот тип ораторского мастерства отличает эмоциональность и жестикуляция. Часто используется в обыденной жизни при небольшой масштабности аудитории.
- Церковный — монотонная речь с большой смысловой нагрузкой и сосредоточенностью.
Недаром говорят, что речь — это одежда мыслей, а красноречие — ее наряд. Заинтриговать оппонента, удержать его внимание, расположить к себе — все это тонкости ораторского искусства, знание которых поможет каждому из нас достичь своих целей.