Второй пункт. Изучаем контент.
Принципиально важно, чтобы на курсе кроме разговоров об общении, речевом воздействии, речевых манипуляциях и психологии обязательно присутствовали такие аспекты, как: техника речи, культура речи, актёрское мастерство.
Я часто сталкиваюсь с выпускниками разных курсов по ораторскому мастерству, которые знают огромное количество приемов ведения переговоров, но в первую же секунду испытывают стресс на уровне физиологии: начинают задыхаться, проглатывать слова, спотыкаться на каждом слове и, соответственно, выглядеть крайне неубедительно.
Чтобы исключить такие «казусы» нужно уделять внимание и время на такие разделы, как освобождение от мышечных и психологических зажимов, постановка правильного речевого средне- диафрагмального дыхания, голосоведение и дикцию.
Известно, что только 7 % информации мы воспринимаем вербально, то есть через смысловую нагрузку словесной ткани; 38 % – паравербально, то есть через восприятия звука голоса, энергии и вибрации; 55 % – визуально, то есть воспринимаем картинку, то есть, как человек выглядит, двигается, жестикулирует, какая у него мимика.
Следовательно, кроме серьезного осмысление сути и содержание выступления следует серьезно подумать о форме выступления.
Нужно, чтобы педагог помог вам:
Найти ваш природный, естественный, органичный голос с красивым тембром. Когда человек говорит высоким, или скрипучим, или хриплым, или тусклым голосом, мозг слушателя очень плохо усваивает информацию.
Раскрыть звуковысотный диапазон голоса, чтобы сделать речь запоминающейся, а не монотонной. Удивительно, но оказывается, если человек говорит монотонно, не повышая и не понижая интонации, то мозг слушателя отключается через 40 – 50 секунд. Именно поэтому плохие оценки в школе часто связаны с монотонной манерой речи преподавателя.
Усвоить устойчивые интонационные конструкции русского языка и логику речи. Когда мы учим чужие языки: английский, немецкий, итальянский и так далее, мы изучаем интонационные конструкции этого языка, то есть, где и как нужно повышать и понижать голос. Однако, в школе нас не учат интонационным конструкциям родного русского языка. А они реально существуют. И если человек владеет устойчивыми интонационными конструкциями русского языка, его речь становится незабываемой.
Выработать умение распределять силу звука, то есть уметь говорить и тихо, громко. Научиться распределять силу голоса и точно знать, с какой силой звука нужно говорить в разных аудиториях (помещение) и на разную аудиторию (слушатели). Вспомните как вы реагируете на спикера, который говорит очень громко или очень тихо. Когда спикер говорит громко - вы раздражаетесь, когда спикер говорит тихо - вы напрягаетесь. И то и другое состояние не помогает воспринять информацию в полном объеме.
Стать обладателем дикции, при которой каждый звук произносится в нужной позиции языка и поэтому становится чётким и чистым.
Соединить содержание с формой, то есть пользоваться мимикой и психологическим жестом, который помогает слушателю точнее понять смысл вашего высказывания.
Овладеть игровыми технологиями, которые помогают привлекать и удерживать внимание собеседников, филигранно проводить встречи и переговоры. Зачем человеку актёрское мастерство в жизни? Ещё Шекспир сказал: «Весь мир театр, а люди в нем актёры». В подтверждение этой мысли в прошлом веке учёный психолог Эрик Берн провёл любопытнейшие исследования, в ходе которого возникло целое направление в психологии. Рекомендую ознакомиться с его трудом в базовой книге «Люди, которые играют в игры», в которой учёный доказал, что в каждой точке социального развития любой здоровый человек - играет. Исходя из этого утверждения, можно сделать вывод, что человек имеет свободу выбора роли. Если так, то нужно самому научиться выбирать роль и талантливо ее играть в коммуникации.
Ну и наконец, можно обратить внимание на огромный спектр коммуникативных инструментов, таких как: дебаты, дискуссии, полемика, создание контента публичного выступления, репетиция публичного выступления и т.д.
Третий пункт. Изучаем отзывы выпускников.
Это самый простой пункт. Важно здесь, пожалуй, только форма отзыва. Я рекомендую найти отзывы в видео формате. Почему?
- Потому что в текстовом отзыве нельзя установить авторства. Нет никакой гарантии, что этот отзыв написан не профессиональным маркетологом.
- В отзыве, записанном в аудио формате, вы не видите, как работает мимика, какие жесты использует человек. Я как профессионал часто понимаю, что иногда аудио отзыв читают по бумажке. Как вы понимаете, прочитать текст по бумажке - не составляет большого труда.
- И только видео формат – может убедительно и беспристрастно показать качество речи человека. Именно поэтому я рекомендую найти отзывы выпускников школ и курсов речи и ораторского искусства в видео формате.